Шатун

Рейтинг статьи

Устройство автомобиля

Шатун

Шатун — это деталь, соединяющая поршень с шейкой коленвала.

История возникновения шатуна

Первый шатун датируется третьим веком, и соединял он колесо, приводимое в движение потоком воды в реке, с пилой на пилораме.
В паровых двигателях шатун двигался вверх/вниз, как бы шатался, п.э. и получил такое название.

Конструкция шатуна

В основном шатуны изготавливают из стали, но встречаются моторы в которых они изготовлены и из других материалов, в основном для облегчения конструкции и увеличении прочности. Так же шатуны могут отливаться, либо выковываться. Кованные шатуны прочнее и легче литых.
К поршню шатун крепится через поршневой палец, а к коленвалу через вкладыши. Вкладыши состоят из верхней и нижней части, для облегчения замены. Все соединения должны обильно смазываться моторным маслом.
Непосредственно шатун не контактирует с другими элементами, но повредить его не так уж и сложно. Дело в том, что он подвержен нагреву до высоких температур, при этом металл может растягиваться или деформироваться. А при работе давление на шатун может достигать нескольких тонн и изменение формы не допустимо. Если же шатун все таки деформировался, то двигаться он будет не ровно и палец может начать стираться неравномерно, а это будет вызывать стук при работе.
В современных двигателях надо особенно следить за системой смазки, т.к. при масляном голодании происходит ускоренный износ трущихся деталей мотора, а это очень критично в высокофорсированных двигателях.
Сами шатуны не восстанавливают, как правило проще приобрести новый.